Русская пегая гончая
Русская пегая гончая — сравнительно молодая порода. Выведена прилитием крови английской гончей (фоксхаунда) к русской гончей. Оформилась в самостоятельную породу в начале нашего столетия.
Тип конституции крепкий. Высота в холке у кобелей (выжлецов) 58—68, у сук (выжловок) 55—65 см, индекс растянутости соответственно 102—104 и 103—105. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, массивный. Мускулатура хорошо развита. Кожа плотная, эластичная, без складок.
Голова средней величины, сухая. Переход от лба к морде плавный. Длина морды близка к длине черепной кости. Морда по форме напоминает прямоугольник. Губы плотно прилегают к челюстям. Зубы белые, крепкие; прикус ножницеобразнай. Глаза средней величины, овальные, косо поставленные, темно-коричневые, веки темные. Мочка носа широкая, черная. Уши висячие, треугольные, средней величины, плотно прилегающие к голове. Иногда на ушах бывает складка.
Шея округлая, мускулистая, длина ее близка к длине головы. Холка хорошо развита, выступает над линией спины. Грудь широкая, глубокая, с бочковатыми ребрами, опущенными до локтей. Спина прямая, широкая, мускулистая. Поясница короткая, широкая, мускулистая и иыпуклая. Круп широкий, слегка покатый, недлинный. Живот нормально подобран.
Передние конечности прямые и параллельные. Длина их приблизительно равна половине высоты в холке. Углы плечелопаточных сочленений около 100—110°. Пясти поставлены почти отвесно.
Задние конечности прямые и параллельные. Углы сочленений иыражены хорошо. Плюсны почти отвесные. Лапы большие, овальные, с плотно сжатыми пальцами.
Хвост саблевидный, толстый у основания. По длине доходит до ска-кательного сустава или на 2—3 см короче, поднят круто вверх.
Шерсть короткая (4—5 см). Остевой волос жесткий, прямой. 11одшерсток хорошо развит.
Окрас белый с черными и рыжими пятнами, которые покрывают голову, плечи и заднюю часть собаки, если они не белые. Конечности и живот должны быть всегда белыми. Допускается серо-пегий окрас, а также с пятнами’(румянами), рыже-пегий и небольшой крап.
Типичный аллюр — небыстрый галоп (намет) и широкая рысь.
История породы
В России в XIX и первой половине XX века одно из виднейших мест среди гончих пород принадлежало англо-русской, которая в настоящее время называется русской пегой гончей.
Одной из причин, послуживших к её образованию, явилось то обстоятельство, что под влиянием бессистемного ведения породы в середине прошлого века русские гончие перестали представлять собой единый тип, единую породу, а скорее превратились во множество самостоятельных подтипов и семей, зачастую имевших кровь польских гончих, арлекина и брудастой.
Поэтому некоторые русские любители псовых охот невольно соблазнились фоксгаундом, собакой в то время высокопородной, отлично сложенной, красивой и нарядно окрашенной. Кроме того, порода фоксгаунд была весьма однотипной и стандартной, обладала паратостью и злобой к зверю. Особенно последней не хватало русским гончим некоторых охот, где собаки стали даже негодны для охоты по волку.
Наиболее известны были англо-русские стаи Березникова, гатчинская, першинская (имевшая значительную примесь французской гончей и отличавшаяся своеобразным солово-пегим окрасом) и, наконец, самая знаменитая Глебовская стая, которая была оформлена как англо-русская примерно в 1830 году после того, как Глебовым были широко использованы в вязках фоксгаунды «Бургам» и «Кромвел». Кроме этих стай, надо назвать ещё небольшую, но быстро выдвинувшуюся группу собак Крамаренко.
Глебовские гончие особенно славились, так как отличались выдающимися полевыми достоинствами, особенно чутьем, паратостью и злобой к волку. Эти собаки сыграли главную роль в образовании современной русской пегой гончей.
В период гражданской войны основная часть англо-русских гончих погибла, и на первой, в советское время, Московской выставке собак 1923 года их было всего восемь штук и притом крайне разнотипных.
Так как ещё не существовало стандарта породы, то на одной выставке выступали на общем ринге черно-пегие англо-русские собаки и солово-пегие англо-франко-русские, а на другой они разделялись на две породы. В дальнейшем стали появляться ценные, высокопородные и типичные для породы производители, и начавшееся первичное формирование её по экстерьеру получило значительное движение.
В декабрьском номере журнала Всекохотсоюза «Охотник» за 1924 год появилось обращение доктора Корниловича из г. Ново-Хопёрска, предлагавшего использовать в породе принадлежащих ему Вопилу, Плакуна, Сорочая и Сороку. Эти собаки являлись близкими потомками собак Глебова, были очень породны, но несколько мелковаты и беднокостны. Гончие Корниловича сыграли большую роль в деле создания современней русской пегой гончей. Они вошли в родословные собак ЦС ВВОО (например, линия Сорочая), от них также произошла стая Тихомирова и Листака из г. Острова, Псковской области. Потомки этой стаи Сорочай и Сорока москвича Якунина дали в свою очередь группу собак ДСО Динамо, послужившую образцом для описания породных признаков современного типа русской пегой гончей.
В 1925 году Первый всесоюзный кинологический съезд признал англо-русских гончих полноценной породой и выработал первый стандарт — описание породных признаков.
На Московской выставке собак 1927 года был показан Заливай Чукаева из г. Зарайска, Рязанской области. Этот выжлец обладал редкой породностью и имел отличное сложение. От него было получено многочисленное потомство, которое вошло во многие лучшие современные линии породы. Заливай Чукаева получил полевой диплом и стал первым чемпионом в породе. Он так же, как и собаки Корниловича, происходил от собак глебовской стаи.
Кроме него, оказал значительное влияние на породу Гром Главатчука (г. Тула), также происходивший от глебовских гончих.
Немаловажную роль сыграли в образовании породы также чемпион Помчило Бочарова, фоксгаунд Чешайр-Стелла Зубаровского, вывезенная из Англии, Бандит Масловского (от вязки Бандита с Чешайр-Стеллой были получены Сват и Выплач, послужившие созданию некоторых линий англо-русских гончих). Нельзя не назвать и Душилу Купцова, лучшего представителя англо-франко-русских гончих. Этот выжлец также встречается во многих родословных нынешних русских пегих гончих. К концу тридцатых — началу сороковых годов получили известность несколько наиболее интересных групп — заводских линий.
1)Островская — Тихомирова — Листака, созданная путём тесного инбридинга на основе собак Корниловича. Среди этих гончих многие имели хороший экстерьер, некоторые были крупного роста, наприер, Скворец — Тихомирова, другие мелковаты, например. Звонок — Лосева. Ведущих окрасов было два — черно-пегий в румянах и багряно-пегий. Стая хорошо оценивалась на испытаниях, однако имела короткий полаз и посредственные голоса.
2)Тульская стая общества охотников, образовавшаяся в двадцатых годах текущего столетия и использовавшаяся в основном для коллективных охот на волков. Вначале, стая была разношёрстной и разнотипной, и в ней было много мелких собак. В корнях происхождения этих гончих были собаки глебовской и першинской солово-пегой стаи; были тут и собаки неизвестного происхождения. Тульская стая в последние годы получила кровь лучших производителей питомника ДСО Динамо, стала более однородной и достигает высокого экстерьерного уровня.
3)Русская пегая гончая Заливай — Н. Чукаева, первый чемпион породы. Фото А. МАРИНАКиевская заводская линия гончих питомника ЦС ВВОО образовалась на основе межлинейного скрещивания линии чемпиона Заливая ВРКС 8040 питомника Укрзаготпушнины (б. Чукаева) и линии собак Корниловича и Плакуна первого — Зяневича. В родословной линии, созданной этим путём, преобладали производители глебовского происхождения, а также через Душилу — Купцова попала кровь першинской англо-франко-русской стаи. Собаки киевской линии имели окрас черно-пегий в румянах и изредка серо-пегий в румянах.
4)Московская группа с большим числом потомков чемпиона Помчилы — Бочарова, чемпиона Заливая 8040 и зачатками будущей динамовской линии. Оба названных выжлеца были незаурядными полевыми работниками, вязками и мастероватыми.
5)Маринская заводская группа — в г. Сухиничах, Калужской области. Основателями её были Флейта — Марина (внучка фоксгаунда Чешайр-Стеллы) и Ураган Смирнова — Грязнова из г. Рузы. Собаки этой группы были очень крупные и костистые, но сырые и вялые, имели окрас серо-пегий в румянах.
В период 20-х — 30-х годов существовала яркая линия англо-русских гончих Людскова — Казанского, происходившая от першинских и глебовских собак и отличавшаяся исключительными рабочими качествами (особенно вязкостью и мастерством). Через Кларнета 2/Г она участвовала в окончательном формировании нынешнего динамовского типа, ставшего впоследствии образцом породы.
Тяжёлые условия 1941—1945 годов, конечно, оказали отрицательное влияние на количественный рост породы, но качественное состояние её, наоборот, совершенствовалось. В 1943 году на Московской выставке было показано три стаи англо-русской породы: 1) Московского Городского Совета ДСО Динамо, 2) ЦС ВВОО, в основном киевского происхождения, и 3) Тульская.
Исключительная породность, однотипность и прекрасная сложка поставили динамовскую стаю на первое место.
Стандарт 1950—1954 годов был списан с экстерьера этой динамовской пегой гончей. Несмотря на то, что гончие Динамо в это время работали в поле плохо, производители этой линии сразу заняли в породе ведущее место, чем обеспечили общий подъём её экстерьера.
В дальнейшем, после прилития крови Кларнета ВРКОС 2/Г, через его сына Рыдая в питомнике Динамо появился целый ряд полевых победителей: Дунай II, Дунай III, Заноза, Минорка, Плакун, Сорочай, Сорока и другие. Это окончательно утвердило данную заводскую линию русских пегих гончих.
Таким образом, англо-русская гончая, существовавшая в старой России около 130 лет и все же не вылившаяся за этот срок в настоящую русскую породу, в новых условиях, лишь за 25 лет, из помеси стала ярко выраженной прекрасной породой, которая с полным правом названа русской пегой гончей.
Фото собаки породы Русская пегая гончая