Хромотерапия
Эта медицинская практика нацелена, как, впрочем, и все остальные направления китайской традиционной медицины, скорее на предупреждение недуга, чем на его исцеление. Специалист должен суметь дать своему пациенту грамотные советы, касающиеся его образа жизни, его привычек, питания и жилья.
Хромотерапия, или, иначе говоря, лечение цветом, уходит корнями в далекое прошлое Древнего Китая. Считается, что основные ее принципы были установлены Желтым Императором (Кингши Ван Ти).
Имя этого императора связывают с многочисленными исследованиями, касающимися здоровья и долголетия, а также рецептов власти. До сих пор его имя хорошо известно всем специалистам по акупунктуре благодаря написанному им «Трактату Желтого Императора о внутренней медицине». В 4 главе трактата мы находим следующее утверждение: «Зеленый цвет, цвет Востока, идет к печени, его символ — Дерево, его цифра — 8. Цвет Юга — красный, он идет прямо к сердцу, его символ — Огонь, его цифра — 7. Цвет центра — желтый, он идет к селезенке, его символ — Земля, его цифра — 5. Цвет Запада — белый, он идет к легким, его символ — Металл, его цифра — 9. Цвет Севера — черный, он идет к почкам, его символ — Вода, его цифра — 6».
В 56 главе император развивает эту мысль, утверждая: «Каждый орган соответствует какому-либо цвету: желтый цвет соответствует селезенке и сладкому вкусу, зеленый — печени и кислому, черный — почкам и соленому, красный — сердцу и горькому, белый — легким и едкому (острому)».
Собственно говоря, Желтый Император лишь развивал в своем трактате положения из «Книги обычаев» (Ли Ки) античного Китая.
В Китае существовала небезынтересная книга «Ежемесячные наблюдения». Именно из нее император черпал советы, касающиеся того, как ему нужно одеваться и питаться, чтобы сохранить свое здоровье. Оттуда можно узнать, например, что «в первый месяц лета Сын Неба занимает Пурпурный дворец, расположенный слева от Минг Танг (Дворец Иллюминаций). Передвигаться в это время он должен в красной повозке, запряженной гнедыми лошадьми с черными хвостами. Он одевается в пурпурные одежды, украшенные кораллами и кроваво-красным нефритом». Аналогичные рекомендации существовали для каждого времени года. Примечательно, что в каждой рекомендации говорится сперва о цветах дворца, затем о цвете повозки и лошадей, которых нужно в нее запрягать, и только затем упоминается цвет одежды самого императора. Далее следовали рекомендации, касающиеся еды и напитков, затем — лекарственных растений, которые император должен в это время употреблять. То есть начинают с главного, затем переходят к важному, второстепенному и, наконец, к дополнительному.
Интересен также тот факт, что императорский врач получал весьма недурную плату до тех пор, пока его пациенты были здоровы. Но как только они заболевали, врачу переставали платить — в европейских странах ситуация была всегда обратная: врач без больных — уже не врач!
Не удивительно поэтому, что большинство китайцев считают, что лучше пребывать в добром здравии, на манер императора, чем позволить лечить себя «научной» западной медицине.
Фэн-шуй для начинающих