Календарь
В Китае есть интересная поговорка. Когда разговор заходит о факторах, влияющих на жизнь человека, китайцы говорят: «На первом месте Судьба, на втором Удача, а на третьем — фэн-шуй».
С понятием Судьба (Мин) китайцы обычно связывают то, что определяется некими Высшими Силами и в целом находится за пределами свободы воли человека. Неизменной величиной во всех проявлениях Судьбы остаются врожденные качества человека. Все мы от рождения отличаемся друг от друга интеллектом, темпераментом, способностями, телосложением и характером. Все эти факторы оказывают значительное влияние на развитие личности и жизненный путь человека, и большинство из них не может быть изменено ни образованием, ни окружением, в котором человек воспитывается. Эти врожденные компоненты личности и делают людей столь непохожими друг на друга.
Поэтому Судьбу можно рассматривать как фундаментальное сочетание качеств человека, а также как динамичное изменение этого сочетания. Имеется в виду не биологическое страение тела, которое у разных людей более или менее сходно. Судьбу нужно понимать шире, учитывая все аспекты человеческой жизни: характер, врожденные способности, место, занимаемое данным человеком в нашем сложно устроенном обществе, его отношения с другими людьми и даже такие абстрактные понятия, как удачливость и везение. Для описания такого врожденного сочетания качеств личности китайцы разработали уникальную космологическую систему, позволяющую определять и объяснять Судьбу.
Эта система широко известна в Китае и странах Юго-Восточной Азии под названиями «Четыре Столпа Судьбы» (Сычжумин), «Восемь Иероглифов» (Бацзы) или просто «Судьба» (Мин или Мин-шу). Первые два названия указывают непосредственно на прорицательную технику: календарные данные, которые будут подвергаться анализу с точки зрения теории Пяти Элементов, записываются в виде восьми иероглифов, образующих четыре колонки.
Человек во Вселенной — это всего лишь небольшой объект, который подчиняется ее законам и занимает определенное место в ее структуре. Все во Вселенной состоит из Пяти Элементов (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево), и наша Судьба тоже определяется сочетанием этих элементов.
Четыре столпа судьбы (или натальная карта, карта рождения) — это древнекитайское искусство предсказания, которое составляется специалистом с помощью традиционного китайского календаря, а потом истолковывается на основе знаний, складывающихся тысячелетиями.
Расчет ведется по часу, дню, месяцу и году рождения человека. Раскладывая дату рождения на Стихии и анализируя взаимодействие этих Стихий, можно предсказывать свою судьбу. В натальной карте содержится уникальная информация о конкретном человеке, которая позволяет определить энергетику человека, найти призвание, лучше понять самого себя, определить подходящий стиль жизни, дать рекомендации по укреплению здоровья и взаимоотношениям с другими людьми.
Карта дает сведения о характере взаимоотношений с вашими близкими — супругом (супругой), детьми, родителями и т.д. Составив натальные карты людей, с которыми вы общаетесь, можно правильно строить свои отношения с окружающими.
Специалист, «прочитав» и оценив карту, может сообщить с высокой степенью вероятности особенности вашего характера, возможные проблемы со здоровьем, какую сферу деятельности вам следует предпочесть, где и как лучше проводить время, как следует питаться и одеваться, в каком интерьере жить.
Во многих методиках предсказания Судьбы в качестве начальной точки отсчета жизненных событий используется момент рождения, и на нем основываются все предсказания о будущей жизни человека. Иначе говоря, момент рождения человека является своего рода личностно-космическим кодом или планом. Он является уникальным «паспортом» каждого индивидуума, расшифровав который, можно определить характеристики Судьбы человека и его будущей жизни. Западные астрологи используют дату и время рождения для составления гороскопов, отражающих расположение планет Солнечной системы в момент рождения человека, и определяют Судьбу при помощи этих «звездных карт».
Двенадцати земным ветвям соответствуют двенадцать животных, составляющие так называемый «китайский зодиак». На качествах этих «животных знаков» и отношениях между ними и основывается то, что неосведомленный человек называет «китайской астрологией» или «китайским гороскопом». На самом деле китайская нумерологическая астрология — гораздо более обширная и сложная система, использующая животных лишь в качестве зримых образов земных ветвей, понятных «простому народу». Для профессионала-прорицателя, однако, даже земные ветви и небесные стволы не имеют самостоятельной ценности. Они важны лишь постольку, поскольку указывают на конкретные разновидности тех или иных Элементов или могут быть использованы для получения триграмм «Книги Перемен». То же можно сказать и о девяти звездах: числа от 1 до 9 являются лишь «масками» Пяти Элементов.
На Востоке существует множество легенд, объясняющих смысл знаков Зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.
Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом — Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда они все собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один из другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных Восточного Зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла — это год крокодила, а во Вьетнаме четвертый год — год кота, а восьмой — козы.
Наиболее же распространенными следует считать такие наименования:
- Мышь (крыса).
- Корова (бык, вол, буйвол, як).
- Тигр (барс).
- Заяц (кролик, кошка).
- Дракон.
- Змея.
- Лошадь (конь).
- Овца (баран, козел).
- Обезьяна.
- Курица (петух).
- Собака (пес).
- Свинья (кабан).
Итак, для овладения методиками китайской нумерологической астрологии нужно изучать теорию Пяти Элементов и иметь традиционный китайский календарь, в котором указаны небесные стволы, земные ветви и девять звезд.
Традиционный китайский календарь состоит из шестеричных циклов, каждый из которых длится по 60 лет. Основной цикл получается при совмещении десяти небесных стволов с двенадцатью земными ветвями. Время воспринимается как круг, не имеющий начала и конца: когда заканчивается один цикл, начинается другой, и так далее.
Началом циклической эры считается год мыши, соответствующий 2637 г. н. э. (хотя по некоторым другим источникам начало циклической эры относится к 2697 г. до н. э.). Эта дата связана с первым годом царствования легендарного китайского правителя Хуан Ди. Значит, к сегодняшнему-даю прошло уже 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й. Названия животных же были присоединены к знакам периодов или земных ветвей лишь около двух тысяч лет назад.
Небесные ветви
My дерево | Хо огонь | Ту земля | Цзинь металл | Шуй вода | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Цзя И | Вин Дин | У Цзи | Гэн Синь | Жэнь Гуй | ||
I Цзы | 1 | 13 | 25 | 37 | 49 | Шу - мышь |
II Чоу | 2 | 14 | 26 | 38 | 50 | Ню - корова |
III Инь | 51 | 3 | 15 | 27 | 39 | Ху - тигр |
IV Мао | 52 | 4 | 16 | 28 | 40 | Ту - заяц |
V Чэнь | 41 | 53 | 5 | 17 | 29 | Лун - дракон |
VI Сы | 42 | 54 | 6 | 18 | 30 | Шэ - змея |
VII У | 31 | 43 | 55 | 7 | 19 | Ма - конь |
VIII Вэй | 32 | 44 | 56 | 8 | 20 | Ян - овца |
IX Шэвь | 21 | 33 | 45 | 57 | 9 | Хоу - обезьяна |
ХЮ | 22 | 34 | 46 | 58 | 10 | Цзи - курица |
XI Сюй | 11 | 23 | 35 | 47 | 59 | Гоу - cобака |
XII Хай | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | Чжу - свинья |
синий | красный | желтый | белый | черный |
Что касается происхождения Восточного звериного календарного цикла, здесь нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому Зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию. По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30°, народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н. э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тигр (первоначально барс) оказывается на них совмещенным с китайским Зеленым драконом-хранителем Востока Цин-луном и противостоящим китайскому Белому тигру-хранителю Запада Байху.
КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
схема расположения символических знаков на сферических зеркалах
Элементы, типичные для зеркал в период Хань (см. рис.). На квадрате Земли, в центре — ось Мира, гора Бошань, окруженная облачным узором, по краю — циклические знаки двенадцати земных ветвей (корней), перемежающиеся с зернами риса. На белом поле — восемь столпов, соединяющих Небо и Землю, циркули (Небо), угольники (Земля), Т-образные фигуры (знаки плодородия) и знаки стран света. По кругу — узор гор и волн — горизонт (начало Неба). Элементы, появившиеся на зеркалах в период Тан. Знаки «ба гуа» — восемь триграмм, расположенные «по Вэнь-вану»; снизу по часовой стрелке: Вода, Гора, Гром, Ветер, Огонь, Земля, Водоем, Небо. Двенадцать зодиакальных животных тюркского цикла. (Будучи заимствованными, они входят в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тюркский тигр (первоначально барс) оказывается совмещенным с китайским Зеленым драконом Востока и противостоящим китайскому Белому тигру Запада.
Чтобы определить, под какими знаками шести-десятилетнего цикла находится какой-либо год григорианского календаря, нужно проделать следующие несложные операции:
- Цифровое обозначение года разделить на 60 и определить остаток от деления.
- Из полученного остатка вычесть 3, если это год нашей эры; если полученный остаток равен трем или менее трех, то к нему нужно сначала прибавить 60, а затем из полученной суммы вычесть 3.
- Найденная цифра и будет порядковым номером данного года в шестидесятилетнем цикле, остается только найти ее место в таблице 6 и выписать из нее циклические знаки: сначала — стоящий над вертикальной и затем — стоящий перед гори-зонтальной колонкой, на пересечении которых ока-залась вычисленная цифра.
Например, 1986 год.
1986:60=33 и 6 в остатке.
6-3=3.
Третий год шестидесятилетнего цикла — это год «бинь-инь», то есть год огня и тигра.
Узнать, под каким знаком звериного цикла находится тот или иной год, совсем просто. Для этого из года нашего летоисчисления нужно вычесть 3, полученный результат разделить на 12 и определить остаток от деления. Он и покажет порядковый номер данного года по календарю звериного цикла. Проделаем эту операцию с тем же 1986 годом. 1986 — 3 = 1983. 1983:12= 165 и 3 востатке. Третий год звери-ного цикла — год тигра. Как видите, все совпало.
Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления.
Раньше в Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались «восемью знаками», сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался «тверже» года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.
Земные ветви
По окружности геомантического компаса расположено двенадцать Земных Ветвей. Каждая из них ассоциируется с одним из китайских астрологических животных в двенадцатилетнем цикле. Кроме того, группы по три Ветви соответствуют четырем главным направлениям и четырем временам года.
Шестидесятилетний цикл используется во всех гадательных системах. Двенадцать животных, которые ассоциируются с календарными годами, появились значительно позже; ими обычно не пользуются для серьезных предсказаний. Дело в том, что каждый год шестидесятилетнего цикла имеет свое название и свои энергетические характеристики, не совпадающие с четырьмя его «звериными» аналогами в пределах одного цикла.
12 Земных ветвей: даосская каллиграфия мастера Чжоу Цзиньфу
Небесные стволы
Всего насчитывается десять Небесных Стволов, каждый из которых ассоциируется с одним из пяти элементов.
№ | Знак | Пять стихий | Пять направлений | Инь и Ян |
---|---|---|---|---|
1 | Цзя | Дерево | Восток | Ян |
2 | И | Инь | ||
3 | Бин | Огонь | Юг | Ян |
4 | Дин | Инь | ||
5 | У | Земля | Центр | Ян |
6 | Цзи | Инь | ||
7 | Гэн | Металл | Запад | Ян |
8 | Синь | Инь | ||
9 | Жэнь | Вода | Север | Ян |
10 | Гуй | Инь |
Каждый год китайского календаря определяется через сочетание одного Небесного Ствола и одной Земной Ветви: например, 2000 год — это год гэн-чэнь, 2001 — год синъ-сы и так далее. Всего существует 60 пар, что составляет полный шестеричный цикл.
1 | цзя-цзы | 21 | цзя-шэнь | 41 | цзя-чэнь |
---|---|---|---|---|---|
2 | и-чоу | 22 | и-ю | 42 | и-сы |
3 | бин-инь | 23 | бин-сюй | 43 | бин-у |
4 | дин-мао | 24 | дин-хай | 44 | дин-вэй |
5 | у-чэнь | 25 | у-цзы | 45 | у-шэнь |
6 | цзи-сы | 26 | цзи-чоу | 46 | цзи-ю |
7 | гэн-у | 27 | гэн-инь | 47 | гэн-сюй |
8 | синь-вэй | 28 | синь-мао | 48 | синь-хай |
9 | жэнь-шэнь | 29 | жэнь-чэнь | 49 | жэнь-цзы |
10 | гуй-ю | 30 | гуй-сы | 50 | гуй-чоу |
11 | цзя-сюй | 31 | цзя-у | 51 | цзя-инь |
12 | и-хай | 32 | и-вэй | 52 | и-мао |
13 | бин-цзы | 33 | бин-шэнь | 53 | бин-чэнь |
14 | дин-чоу | 34 | дин-ю | 54 | дин-сы |
15 | у-инь | 35 | у-сюй | 55 | у-у |
16 | цзи-мао | 36 | цзи-хай | 56 | цзи-вэй |
17 | гэн-чэнь | 37 | гэн-цзы | 57 | гэн-шэнь |
18 | синь-сы | 38 | синь-чоу | 58 | синь-ю |
19 | жэнь-у | 39 | жэнь-инь | 59 | жэнь-сюй |
20 | гуй-вэй | 40 | гуй-мао | 60 | гуй-хай |
Три эры и девять циклов
Каждый шестидесятилетний цикл составляет одну эру, которая начинается с года изя-изы и завершается годом гуй-хай. Всего существует три эры: верхняя, средняя и нижняя; каждой эре соответствует своя схема распределения потоков энергии. К примеру, 2000 год приходится на нижнюю эру, которая началась в 1984 году.
Три эры делятся на девять циклов по 20 лет в каждом. Таким образом, за 180 лет сменяются три эры по 60 лет и девять циклов по 20 лет. Циклы играют важную роль в предсказательном аспекте фэн-шуй, поскольку они служат основой расчетов при составлении геомантических таблиц для зданий и мест захоронения. Поэтому для китайского мастера фэн-шуй всегда важно знать, когда был построен дом или заложено кладбище.
Двадцать четыре сезона
Помимо весны, зимы, лета и осени каждый год делился на 24 сезона, по два сезона на календарный месяц. Такое деление происходит от традиционных китайских ежегодников, которые использовались для сельскохозяйственных работ и в ритуальных целях. Основные сезонные вехи, имеющие практическое значение для фэн-шуй, — это дни зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. Это точки противостояния и равновесия энергии инь и ян в годовом цикле.
Общая таблица:
立春 риссюн | 立夏 рикка | 立秋 риссю: | 立冬 ритто: |
雨水 усуй | 小満 сё:ман | 処暑 сёсё | 小雪 сё:сэцу |
啓蟄 кэйтицу | 芒種 бо:сю | 白露 хакуро | 大雪 тайсэцу |
春分 сюмбун | 夏至 гэси | 秋分 сю:бун | 冬至 то:дзи |
清明 сэймэй | 小暑 сё:сё | 寒露 канро | 小寒 сё:кан |
穀雨 кокуу | 大暑 тайсё | 霜降 со:ко: | 大寒 дайкан |
Весна 春 (はる — хару)
с 4 февраля | りっしゅん | 立春 | риссюн | «начало весны» |
с 18 февраля | うすい | 雨水 | усуй | «дождевая вода» |
с 6 марта | けいちつ | 啓蟄 | кэйтицу | «пробуждение личинок» |
с 21 марта | しゅんぶん | 春分 | сюмбун | «весеннее равноденствие» |
с 5 апреля | せいめい | 清明 | сэймэй | «ясный свет» |
с 21 апреля | こくう | 穀雨 | кокуу | «дожди для злаков» |
Лето 夏 (なつ — нацу)
с 6 мая | りっか | 立夏 | рикка | «начало лета» |
с 21 мая | しょうまん | 小満 | сё:ман | «малая полнота» |
с 5 июня | ぼうしゅ | 芒種 | бо:сю | «полный колос» |
с 22 июня | げし | 夏至 | гэси | «летнее солнцестояние» |
с 7 июля | しょうしょ | 小暑 | сё:сё | «малая жара» |
с 23 июля | たいしょ | 大暑 | тайсё | «сильная жара» |
Осень 秋 (あき — аки)
с 8 августа | りっしゅう | 立秋 | риссю: | «начало осени» |
с 23 августа | しょしょ | 処暑 | сёсё | «окончание жары» |
с 7 сентября | はくろ | 白露 | хакуро | «белая роса» |
с 23 сентября | しゅうぶん | 秋分 | сю:бун | «осеннее равноденствие» |
с 8 октября | かんろ | 寒露 | канро | «холодная роса» |
с 23 октября | そうこう | 霜降 | со:ко: | «выпадение инея» |
Зима 冬 (ふゆ — фую)
с 8 ноября | りっとう | 立冬 | ритто: | «начало осени» |
с 23 ноября | しょうせつ | 小雪 | сё:сэцу | «малый снег» |
с 8 декабря | たいせつ | 大雪 | тайсэцу | «большой снегопад» |
с 22 декабря | とうじ | 冬至 | то:дзи | «зимнее солнцестояние» |
с 6 января | しょうかん | 小寒 | сё:кан | «малые холода» |
с 21 января | だいかん | 大寒 | дайкан | «сильные холода» |
Фэн-шуй для начинающих